Кунг-фу: теперь в контакте

9 мая 2012 Кунг-фу: теперь в контакте

Чемпионат России по Кунг-фу, который в этом году решили приурочить ко Дню Победы, вероятно, заставил вертеться в гробу не одно поколение классиков этого боевого искусства.

Принесенные в Европу и популяризированные с легкой руки Брюса Ли многочисленные техники китайского рукопашного боя раскрыли перед западным миром пласт мощных боевых систем Востока, которые, увы, быстро здесь переместились из категории искусства в вид спорта. И тем самым были обречены на вымирание. Утратив уникальную систему психофизического тренинга, который наделял тело бойца сверхъестественными для обычного человека способностями, «европейское Кунг-фу», за некоторыми счастливыми исключениями сохранившихся в традиционных школах, превратилось либо в красивый, но бессмысленный «танец с саблями», либо в разновидность кик-боксинга, который под разными названиями («Ушу-Саньда», «Кунг-фу фулконтакт») сегодня представлен на «зрелищном» ринге для зрителя.
Одно из таких состязаний состоялось накануне Дня Победы в ЛДМ. Здесь под музыку Рамштайна и дефиле полуголых девиц (на них была возложена почетная миссия носить республиканские флаги) на ринге мерились силами спортсмены, в основном из Дагестана и Чечни. Поединки проходили в три раунда, а перерывы между боями изредка заполнялись музыкальными паузами — солисты пели рэп на тему боевых искусств, судя по всему, собственного сочинения.
Как рассказали организаторы мероприятия, в технику боя Кунг-фу фуллконтакт (это направление сегодня позиционируется как «новое спортивное лицо древнего и эффективного боевого искусства») входят удары ногами и руками, борьба в стойке и партере, время в котором жёстко регламентировано, благодаря чему поединок «не теряет зрелищности и не перенасыщается «вознёй» на полу». Отдать должное — возня на ринге действительно была минимальной — многие поединки смотрелись зрелищно и азартно, ведь спортсмены (среди них присутствовали многократные чемпионы России, Европы и мира) показали приличный уровень микс-файтовской подготовки. Хотя некоторые итоги жеребьевки нельзя не признать странными. Так, например, против бойца из Дагестана, чей стаж в «Кунг-фу фулконтакт» насчитывает десять лет, выставили спортсмена из Чечни — оказалось, что тот занимается всего год. Не удивительно, что ко второму раунду «годовика» не допустил врач — в результате нокдауна ему пришлось прекратить поединок досрочно.
Бои продолжались два дня, по итогам поединков сборная команда из Петербурга завоевала второе командное место, показав весьма приличный уровень подготовки если не в боевом искусстве Кунг-фу, то, по крайней мере, в эффективной зрелищной драке.
Интересно, что проблема «спорт­сменизации» боевых искусств сегодня существует и в Китае, представители которого присутствовали на минувшем Чемпионате России. Еще в 50‑е годы XX века ушу (термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств) было объявлено в этой стране «феодальным пережитком» и запрещено. Вместо этого появилось так называемое «новое ушу», где из многообразного арсенала техник был выделен лишь один аспект, наиболее пригодный для демонстраций, — сильно упрощенные комплексы формальной техники «таолу» и спарринги, больше напоминающие кикбоксинг. Именно тогда китайское искусство начало популяризироваться и терять свою уникальность: боевое искусство превратилось в выхолощенную спортивную дисциплину. Сегодня это боевое искусство условно делится на «спортивное», которое демонстрируется на спортивных состязаниях, и «традиционное боевое, нацеленное не только на реальный поединок, но и на духовное развитие учеников.

  • Яна Плотникова

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: